Эффект наставника: как высокая квалификация удерживает в педагогической профессии
Исследование, проведенное под руководством Яремчук С.В., доцента кафедры психологии образования АмГПГУ, показывает, что педагоги-наставники и обладатели высшей категории формируют наиболее лояльное и стабильное ядро профессионалов, практически не подверженное риску ухода из системы образования.
Анализ выявил четкую тенденцию: по мере роста мастерства и квалификации меняется и отношение педагога к своей работе. Если среди молодых специалистов почти каждый десятый (9,24%) открыто заявляет о желании сменить работу при первой возможности, то среди педагогов с первой категорией таких уже в два раза меньше (5,6%).
Среди педагогов-наставников и обладателей высшей категории таких сотрудников практически нет. Это ключевое и статистически значимое отличие, которое демонстрирует «эффект наставника» - высшую степень профессиональной самоидентификации и лояльности.
Путь от начинающего специалиста до наставника или педагога высшей категории - это не только карьерный рост, но и глубокое личностное погружение в профессию. Эти люди не просто работают в школе; они нашли в педагогике свое призвание.
Исследование также выявило и общую проблему. Значительная часть педагогов всех категорий (от 25% до 36%) отмечает, что текущие условия труда ставят их перед сложным выбором - остаться в профессии или уйти. Это говорит о том, что для удержания ценных кадров, включая самых лояльных, необходимо постоянно работать над улучшением условий их профессиональной деятельности.
Исследование было поддержано Российским научным фондом (проект № 24-18-20067).
Исследование, проведенное под руководством Яремчук С.В., доцента кафедры психологии образования АмГПГУ, показывает, что педагоги-наставники и обладатели высшей категории формируют наиболее лояльное и стабильное ядро профессионалов, практически не подверженное риску ухода из системы образования.
Анализ выявил четкую тенденцию: по мере роста мастерства и квалификации меняется и отношение педагога к своей работе. Если среди молодых специалистов почти каждый десятый (9,24%) открыто заявляет о желании сменить работу при первой возможности, то среди педагогов с первой категорией таких уже в два раза меньше (5,6%).
Среди педагогов-наставников и обладателей высшей категории таких сотрудников практически нет. Это ключевое и статистически значимое отличие, которое демонстрирует «эффект наставника» - высшую степень профессиональной самоидентификации и лояльности.
Путь от начинающего специалиста до наставника или педагога высшей категории - это не только карьерный рост, но и глубокое личностное погружение в профессию. Эти люди не просто работают в школе; они нашли в педагогике свое призвание.
Исследование также выявило и общую проблему. Значительная часть педагогов всех категорий (от 25% до 36%) отмечает, что текущие условия труда ставят их перед сложным выбором - остаться в профессии или уйти. Это говорит о том, что для удержания ценных кадров, включая самых лояльных, необходимо постоянно работать над улучшением условий их профессиональной деятельности.
Исследование было поддержано Российским научным фондом (проект № 24-18-20067).
401