Вера, свобода, атмосфера: научный коллектив АмГПГУ выявил ряд условий, при которых молодые педагоги склонны закрепиться в профессии
В масштабном исследовании, в котором поучаствовали около 1000 педагогов Хабаровского края, были выделены ключевые условия, которые помогают молодым специалистам «закрепиться» в профессии.
Оказалось, что решение остаться в школе — это не один фактор, а целый комплекс условий. Самыми важными для молодых специалистов являются:
• Атмосфера в школе. Молодым педагогам нужны гармоничные, уважительные отношения с учениками и их родителями, поддержка коллег и руководства.
• Ощущение нужности и свободы. Молодым педагогам важно чувствовать, что их голос слышат, их инициатива нужна, а они сами — полноценная часть команды.
• Вера в профессию. Даже больше, чем личная уверенность в своих силах, на решение остаться влияет общая вера в то, что профессия учителя может дать возможности для роста и реализации.
• Хорошая организация труда и ресурсы. Важно, когда есть всё необходимое для работы и не приходится тратить силы на преодоление бюрократических или бытовых барьеров.
При этом главный враг молодого педагога — это стресс и выгорание. Причём вызывают их не столько учебные нагрузки, сколько социальные факторы:
• Неуважение со стороны учеников.
• Конфликты с родителями и коллегами.
• Ощущение отсутствия поддержки.
• Низкая учебная мотивация школьников.
Также сильным демотивирующим фактором остаётся зарплата, которая кажется несправедливой по сравнению с вкладываемыми усилиями, и необходимость выполнять много непрофильной работы.
Исследование наглядно показывает: чтобы удержать молодые кадры, школе недостаточно только предлагать надбавки. Нужно комплексно работать над атмосферой, давать автономию и выстраивать систему поддержки, которая поможет справиться со стрессом. Создание таких условий — это инвестиция в будущее школы и всего образования.
Исследование выполнено в рамках реализации научного проекта «Факторы выбора и закрепления в педагогической профессии в условиях системы образования Хабаровского края» под руководством кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии образования АмГПГУ С.В. Яремчук.
Исследование было поддержано Российским научным фондом (проект № 24-18-20067).
В масштабном исследовании, в котором поучаствовали около 1000 педагогов Хабаровского края, были выделены ключевые условия, которые помогают молодым специалистам «закрепиться» в профессии.
Оказалось, что решение остаться в школе — это не один фактор, а целый комплекс условий. Самыми важными для молодых специалистов являются:
• Атмосфера в школе. Молодым педагогам нужны гармоничные, уважительные отношения с учениками и их родителями, поддержка коллег и руководства.
• Ощущение нужности и свободы. Молодым педагогам важно чувствовать, что их голос слышат, их инициатива нужна, а они сами — полноценная часть команды.
• Вера в профессию. Даже больше, чем личная уверенность в своих силах, на решение остаться влияет общая вера в то, что профессия учителя может дать возможности для роста и реализации.
• Хорошая организация труда и ресурсы. Важно, когда есть всё необходимое для работы и не приходится тратить силы на преодоление бюрократических или бытовых барьеров.
При этом главный враг молодого педагога — это стресс и выгорание. Причём вызывают их не столько учебные нагрузки, сколько социальные факторы:
• Неуважение со стороны учеников.
• Конфликты с родителями и коллегами.
• Ощущение отсутствия поддержки.
• Низкая учебная мотивация школьников.
Также сильным демотивирующим фактором остаётся зарплата, которая кажется несправедливой по сравнению с вкладываемыми усилиями, и необходимость выполнять много непрофильной работы.
Исследование наглядно показывает: чтобы удержать молодые кадры, школе недостаточно только предлагать надбавки. Нужно комплексно работать над атмосферой, давать автономию и выстраивать систему поддержки, которая поможет справиться со стрессом. Создание таких условий — это инвестиция в будущее школы и всего образования.
Исследование выполнено в рамках реализации научного проекта «Факторы выбора и закрепления в педагогической профессии в условиях системы образования Хабаровского края» под руководством кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии образования АмГПГУ С.В. Яремчук.
Исследование было поддержано Российским научным фондом (проект № 24-18-20067).
904